Раннее развитие: что это такое, из чего оно состоит и нужно ли его стимулировать


Опубликовано 02 Август 2019 в 12:04

Блог Дети в городе Днепр >  Детское развитие >  Раннее развитие: что это такое, из чего оно состоит и нужно ли его стимулировать


Раннее развитие: что это такое, из чего оно состоит и нужно ли его стимулировать


На новоиспеченных родителей наваливаются десятки различных методик раннего развития, развивающие мультики для младенцев, садики и школы, которые отмечают, что если с самого рождения не заниматься развитием ребёнка, то потом будет поздно.

Часто родители начинают сходить с ума от такого разнообразия предложений. Поэтому попробуем проанализировать этот вопрос вместе.


Что такое развитие?



Для того, чтобы лучше разбираться в этой теме, следует понимать что же такое развитие. «Развитие человека — это развернутый во времени процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, его мышлении, чувствах и поведении, является результатом биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды» — так говорит нам Википедия.

Получается, что развитие — это изменения под влиянием двух факторов: биологических процессов и окружающей среды. То есть даже без нашего активного участия происходит активное развитие. За первые 280 дней (9 месяцев) из двух клеточек образуется сложный универсальный организм, который саморегулируется. В течение следующих 365 дней (один год) он овладевает своим телом, затем осваивает связную речь, а после и социальные навыки. То есть изменения и переход на качественно новый уровень идут постоянно и большими темпами.


Роль родителей в раннем развитии ребёнка



Вы, наверное, удивитесь, но главная роль родителей младенца — это не показывать ему карточки с рисунками, и говорить с ним на трех языках попеременно. Основная задача взрослых — создать безопасную среду, благоприятную для развития ребёнка.

У новорождённого ребёнка есть только базовые потребности — еда, сон, безопасность. То есть новоиспеченные родители должны научиться различать сигналы малыша и удовлетворять эти базовые потребности, не более.


Коммуникация, тактильное общение и владение телом



Следующий этап развития младенца начинается примерно в два месяца. Малыши начинают радовать родителей первыми улыбками и агуканьем. У ребёнка появляется потребность в коммуникации, поэтому разговаривайте, проявляйте эмоции, улыбайтесь.

Малыш чувствует мир кожей, поэтому смело обнимайте, массируйте, ласкайте, тискайте своих малюток. Так они научатся чувствовать границы своего тела и получат импульс к развитию.


Вербальное общение



Некоторые дети раньше, некоторые позже, но все начинают проявлять интерес к общению. Поэтому удовлетворяйте эту потребность — говорите с ребёнком, читайте сказки, стихи, пойте колыбельные.

Пассивный словарный запас начинает формироваться в раннем возрасте, и имеет большое значение в том, как быстро ребёнок начнет говорить.


Больше о том, как стимулировать развитие речи мы писали в статье «Развитие речи у ребёнка: что делать, чтобы малыш быстрее заговорил»


Ползание, хождение, бег



Когда наступает время двигательной активности, создайте вокруг ребёнка безопасное пространство для совершенствования своего тела.

Не сравнивайте своего малыша с другими, не пытайтесь следовать возрастным нормам развития для детей, ведь они несут лишь рекомендательный характер.

Если спросить у Google когда должен ползать малыш, можно найти сотни ответов с четкими нормами — с 5 — 7 месяцев. Но, во-первых, ваш малыш ничего никому не должен, и начнет ползать, когда будет готов, а во-вторых, никакой Google не знает вашего ребёнка лучше вас. Присматривайтесь к своему малышу и не ограничивайте его ходунками, манежами и другими аксессуарами, что только тормозят процесс познания.


Каждому малышу свои темпы развития



Малыш встал на ножки и начал звуками объяснять свои просьбы? Это значит, что впереди этап исследователя и ваш малыш будет интересоваться всем вокруг, пробовать на зуб, мять, бросать, прикасаться. Для того, чтобы изучать мир, малышам просто необходимо провести всевозможные манипуляции с предметами. И по-прежнему основная задача родителей — создать безопасные условия для познания.


Ваша кроха начала ходить в год и рассказывать стишки в полтора года? Поздравляем! Ваш карапуз заговорил только после двух лет? Тоже круто. Радуйтесь каждому успеху малыша и знайте — всему свое время.

Языковые навыки, память, координация развиваются у каждого человека индивидуально. Есть дети быстрые, есть философы, есть интроверты, есть экстраверты, так что, будьте чуткими и внимательными к своим детей. Продолжайте активно гулять на улице, изучайте палочки, листочки, звуки природы, технику, слушайте музыку, пробуйте взаимодействовать с красками и восковыми мелками, танцуйте, пойте, читайте. Это и есть самое эффективное раннее развитие.





Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск