Школа для родителей: как прокачать инициативность и энтузиазм и зачем это нужно ребенку


Опубликовано 19 Январь 2021 в 10:00

Блог Дети в городе Днепр >  Школа для родителей: как прокачать инициативность и энтузиазм и зачем это нужно ребенку


Школа для родителей: как прокачать инициативность и энтузиазм и зачем это нужно ребенку

Photo: Freepik


«Дети в городе» продолжают рассказывать о soft skills – гибких навыках, с которыми нужно познакомить ребенка до конца школы. Эти навыки нужны не только будущему поколению, но также будут полезны любому взрослому человеку. Они повышают эффективность, шансы на успех и уровень удовлетворенности жизнью.


Подробнее о soft skills вы можете прочитать тут.


Мы уже писали о том, как научить ребенка рефлексировать, критически мыслить, а также привить ему привычку и желание учиться. Подробнее об этих soft skills вы можете прочесть в наших материалах.



Сегодня мы расскажем о том, как воспитать в ребенке инициативность. Несмотря на то, что дети активны, любопытны и инициативны с рождения, часто с возрастом этот запал у них пропадает или подавляется взрослыми. Чтобы вернуть навык, нужно поддерживать развитие этих качеств.


Зачем это нужно?



Photo: Freepik


На старте у всех детей инициативность находится приблизительно на одном уровне. Все они с огромным энтузиазмом познают мир, учатся ходить, говорить, взаимодействовать с окружающими их вещами. С возрастом инициатива либо растет, превращая человека в энтузиаста, либо падает. В современной культуре даже появилось такое выражение как «офисный планктон», обозначающее людей с низкой инициативностью.

Люди с низкой инициативой предпочитают «быть как все». Их энергии хватает лишь на то, чтобы поддерживать этот уровень жизни. В таких случаях не идет речь о нестандартном мышлении, постановке высоких целей и проактивности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок постоянно развивался, учился новому и покорял вершины, вам необходимо прокачать этот навык.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью. Если самостоятельность – это умение совершать какие-то действия и процессы, связанные с самообслуживанием, то инициативность – это внутреннее побуждение (толчок или порыв) к чему-то новому, к изменениям и движению.

Инициативные люди, как правило, очень энергичны. Они всегда ищут выход для своей энергии в плодотворном для них деле. Кроме этого, они умеют свободно самовыражаться и проявлять свой энтузиазм.


Инициатива не наказуема


Любые идеи и проявления ребенка должны поддерживаться взрослыми. Ребенок не всегда получает эту поддержку в школе, но в семье он должен видеть ее. Разрешайте ребенку помогать вам, поощряйте любые его действия, направленные на изучение чего-то нового. Часто на это не хватает времени, поэтому хочется отказать малышу, сделав все намного быстрее. Но так поступать не стоит, ведь каждый отказ взрослого снижает уровень инициативы.

Воспитывайте в ребенке ощущение того, что любое его проявление найдет поддержку и одобрение, даже если эти увлечения спорные. Не наказывайте, если какая-то затея обернулась провалом или привела к сопутствующим проблемам (Ребенок решил помыть посуду, но разбил тарелку, или приготовил суп, но сильно пересолил его). Пусть злосчастная поговорка «Инициатива наказуема» останется в далеком прошлом, а наши дети смогут без страха озвучивать свои идеи и браться за что-то новое.


Дайте ребенку время



Photo: Freepik


Сегодня принято максимально занимать ребенка, отдавая его на массу кружков и секций за пределами школы. В итоге, день школьника расписан по минутам. Не стоит удивляться, что в таком режиме дети просто не имеют достаточно времени для проявления инициативы. За них уже все решили и распланировали, так зачем же напрягаться?

Чтобы развивать инициативность, у ребенка должно быть свободное время, которым он сможет распоряжаться по собственному желанию. Это время нужно для того, чтобы понять, что ему нравится и чем он хочет заниматься.


Ключевые правила


Самая лучшая среда для прокачки инициативности – это развивающая среда с показательными примерами. Если ребенок видит энергичную маму, которая постоянно находится в движении, он и сам стремится к активной позиции. Личный пример и в этом случае является самым эффективным учителем.

Общение со значимыми взрослыми должно быть развивающим, а не авторитарным. Такие фразы, как «не трогай», «помолчи», «не лезь туда» должны быть исключены из общения с ребенком.

Ребенок должен много играть, развивать свой творческий потенциал, пробовать разные виды деятельности, которые активируют потенциал. Особенно полезны занятия, которые помогают ребенку самовыражаться – лепка, рисование, танцы.

Для развития инициативности нужно поощрять желание ребенка говорить, размышлять, заводить знакомства, высказывать свою точку зрения.


Стоит отметить, что активнее всего инициативность развивается в дошкольном возрасте. Если вы замечаете, что школьник растет вялым и безынициативным, может потребоваться целенаправленная работа с этой проблемой.


Читайте также: Бизнес с пеленок: как воспитывать будущих предпринимателей






Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск