Как научить ребенка общаться со сверстниками
Опубликовано 21 Июнь 2024 в 10:00
Блог Дети в городе Днепр > Как научить ребенка общаться со сверстниками
Photo: Freepik
Общение со сверстниками – важный этап в развитии ребенка. Для малышей очень важно научиться взаимодействовать с другими детьми, строить дружеские отношения. Не менее важно развитие эмпатии.
«Дети в городе» собрали для вас советы, которые помогут вам настроить ребенка на открытое общение с окружающими.
Почему это важно
Социальные навыки влияют на качество жизни человека, ведь они необходимы для построения различных отношений (дружеских, личностных, рабочих). Отношения с окружающими помогают нам функционировать в обществе.
Социальные навыки включают в себя:
- эффективное общение,
- понимание социальных сигналов,
- управление эмоциями,
- разрешение конфликтов.
Если у человека развиты эти навыки, он способен на развитие здоровых взаимоотношений. Специалисты отмечают, что раннее развитие социальных навыков оказывает положительное влияние на психическое здоровье ребенка. Поэтому родителям нужно уделять достаточно внимания тому, чтобы обеспечить для ребенка окружение из сверстников, которое будет положительно влиять на его развитие.
Этапы социального развития
Photo: Freepik
В разном возрасте дети проходят через разные этапы социального развития.
- До 2-х лет дети наблюдают за сверстниками. Они могут копировать какие-то действия, но большую часть времени они внимательно рассматривают других. Если ребенок видит одних и тех же детей часто (например, в детском саду), он начинает узнавать знакомые лица.
- В период 2-5 лет дети учатся взаимодействовать с другими. Они начинают играть вместе со сверстниками, постепенно принимают правила игры, развивают эмпатию.
- С 6 до 12 лет уже может развиваться дружба, ведь отношения со сверстниками становятся более стабильными. В этом возрасте у многих могут сформироваться отношения, которые будут продолжаться всю жизнь.
Вам может понравиться наша статья: 5 советов, как сохранить дружбу на всю жизнь
Где искать общение
Наличие возможностей для разностороннего общения со сверстниками зависит от того, где живет семья. У некоторых есть большие дворы с детскими площадками, где детям довольно легко заводить знакомства и строить дружеские отношения. У некоторых, наоборот, нет рядом с местом жительства пространства, где можно встречать других детей. В любой ситуации необходимо искать возможности для того чтобы найти для ребенка общение.
Это могут быть разные социальные мероприятия для детей, игры, мастер-классы. Подойдет все, где дети занимаются совместной деятельностью. Можно начать с небольших групп, где ребенок сможет взаимодействовать с другими.
Хорошим выходом являются внеклассные занятия, куда дети ходят регулярно. На таких кружках часто завязываются дружеские отношения, ведь дети объединены общим хобби, пространством, радостями и сложностями. Общие интересы и принадлежность к группе придают ребенку чувство уверенности.
На что обратить внимание
Photo: Freepik
От природы все мы разные и коммуникативные навыки у всех нас развиты по-разному. Учитывайте особенности вашего ребенка и оказывайте поддержку и помощь при необходимости.
Начать можно с навыков общения. Научите ребенка, как правильно знакомиться и представлять себя, как выражать свои мысли, чувства и желания, как внимательно слушать других. Обязательно обсуждайте неудачи, если у ребенка не получилось завязать разговор или подружиться с кем-то из сверстников.
Учите ребенка сопереживанию и пониманию других людей. Для этого нужно постоянно проговаривать разные ситуации и объяснять ребенку контекст. Больше обсуждайте эмоции и учитесь их различать как у себя, так и у других людей.
О развитии эмпатии читайте в нашей статье: Обучение эмпатии: как воспитывать добрых детей
Обязательно уделите внимание навыкам разрешения конфликтов, ведь это очень важная часть социальных взаимодействий. Научите ребенка конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, а в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.
Конечно же, важно подавать собственный пример положительного социального взаимодействия. Дети наблюдают за нами в нашей повседневной жизни и перенимают наше поведение.