Интеграция STEM в гуманитарные дисциплины
Опубликовано 12 Август 2025 в 10:00
Блог Дети в городе Днепр > Интеграция STEM в гуманитарные дисциплины

Photo: Дети в городе
Еще недавно STEM-образование воспринимали как нечто сугубо техническое. Математика, физика, программирование и инженерия, лаборатории с опытами. Впрочем, современная школа все чаще ломает эти границы, объединяя науку с искусством, технологии с литературой, а инженерное мышление с языкознанием. Такой подход открывает новые возможности развития критического мышления, творчества и междисциплинарных навыков.
Подобные интеграции делают уроки более интересными и близкими к реальной жизни. «Дети в городе» расспросили школы и образовательные пространства о том, как они интегрируют гуманитарные предметы в обучение со STEM-подходом.
От STEM к STREAM
Методистка школы, преподавательница языка, литературы, искусства школы Нью Тон, менторка учителей в «Навчай для України» Саша Савченко уверяет – чтобы начать внедрять STEM-образование для детей всех возрастов, нет ограничений.
«В нашей школе учащиеся 1 класса прочитали английскую сказку «Джек и бобовый стебель». Обсудив ее на разных уровнях, они посадили бобы в стаканчики с мокрыми одноразовыми салфетками и в течение следующих дней наблюдали, могут ли их фасолины расти так, чтобы неба достичь. Потом они делали выводы: при каких условиях растут растения», - делится Савченко.
По ее словам, такие уроки запоминаются больше всего и строят межпредметные связи, что позволяет детям видеть, как разные отрасли помогают комплексно узнать этот мир.
«Объединение Science, Technology, Engineering, Math продолжается в интеграции и других дисциплин, поэтому в нашей школе — скорее STREAM-обучение (плюс Art i Reading). А благодаря языковой линии на уроках с элементами STEM дети отрабатывают коммуникативные навыки, в частности готовясь к ежемесячной школьной конференции, на которой предлагается презентовать свои идеи проектов или готовые продукты, разработанные на уроках», - рассказывает экспертка.
Читайте также: Важные навыки, которые развивает STEM-образование
Примеры интеграции
Академический директор научно-исследовательской школы "Базис" Виктор Задоянный отметил, что необходимо интегрировать литературу, язык и искусство в STEM, а не наоборот.
«Классический пример — рассказать на уроке о мышьяке, о зеленых пигментах и обоях, убивавших своих богатых владельцев во Франции. На органической химии — о запрете использования синего индиго в Нидерландах, потому что это опустошало государственную казну. Или на физике — о подпорке стопы Давида Микеланджело деревом, ведь мрамор не выдерживал запланированную композицию», - приводит пример Задоянный.
Основатель и владелец IT Академии Hashtag, преподаватель, разработчик с многолетним опытом в сфере IТ Дмитрий Пирожок подчеркнул, что STEM — это не только математика и физика.
«Когда дети создают свой сайт или игру, они пишут тексты, продумывают визуальную концепцию, сочиняют истории, представляют идею. То есть работают с языком, литературным творчеством, дизайном, а еще общаются в команде. И именно в такой интеграции рождается подлинное понимание», - объясняет он.
По словам Дмитрия, математика – это инструмент, чтобы посчитать, как определенный объект будет двигаться на сайте с помощью CSS анимации. А английский – это понять код или прочитать документацию, открыть новые границы для себя, а точнее – получить мир без границ. С искусством – дизайн прототипов, работа над визуальной частью проектов, создание интерактивных постеров.
В Smart Kids считают, что STEАМ не заменяет гуманитарные предметы, а обогащает их. Например, на уроке английского дети могут изучать лексику, связанную с наукой или техникой, описывать эксперименты, смотреть научные видео.
Искусство – создание технических моделей, архитектурные макеты, проекты с инженерным подходом. В литературе обсуждение научной фантастики, создание собственных историй на тему изобретений или космоса.
Это позволяет детям видеть связь между разными областями знаний и понимать, как они работают вместе.
Руководитель учебно-методического отдела АнтиШколы Татьяна Литинская добавила, что в АнтиШколе STEM – это не отдельный курс, а подход, который интегрируется во все обучение.
«Мы сочетаем практику, логику и технологии даже в языках и школьных предметах, чтобы развивать у детей системное мышление и навыки 21 века», - объясняет она.
- Уроки английского – обсуждение реальных тем (технологии, космос, наука), презентации, задачи с аналитикой.
- Логика и математика – работа с алгоритмами, задачами на построение стратегий, анализ, критическое мышление.
- Программирование (Scratch, Python) – дети создают проекты: игры, анимации, простые приложения.
- Подготовка к школе – интегрируем мягкие STEM-элементы: рисунки по инструкции, паттерны, пространственное мышление, простые мини-эксперименты.
Вам может понравиться наша статья: Технологии в STEM-образовании: как выглядит школа будущего